logo rtpip

Лысенко Светлана Юрьевна

ЛысенкоЛысенко Светлана Юрьевна,
профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, доцент, доктор искусствоведения

Образование
Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре» (научный консультант – профессор, доктор искусствоведения Н.П. Коляденко). 2014.

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста (на примере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского)» (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения Н.П.Коляденко). 2007.

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Аспирантура по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения Н.П. Коляденко). 2006

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Специальность «Музыковедение». 1991.

Квалификация: Музыковед, преподаватель

Хабаровское училище искусств. Специальность «Теория музыки». 1986.

Квалификация: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, общего фортепиано

Общий стаж работы - 28 лет
Стаж работы по специальности - 17 лет

Награды

Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2021)

Педагогическая деятельность

Хабаровский государственный институт культуры (с 2002), в том числе:

Заведующая кафедрой искусствоведения, музыкального образования и искусства эстрады (2015-2017).

Заведующая кафедрой теории и истории музыки и инструментального исполнительства (2014-2015)

Декан музыкально-педагогического факультета (2008-2009 гг.)

Хабаровский краевой колледж искусств, преподаватель (1991 - 2004)

Преподаваемые дисциплины

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, по профилям (бакалавриат): Теория музыки, Музыкальная форма, История отечественной музыки, Музыкально-исполнительская интерпретация, Основы импровизации и подбор аккомпанемента

53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, по профилям (бакалавриат): Джазовое сольфеджио; Освоение гармонических стилей эстрадно-джазовой музыки; История эстрадно-джазовой музыки; Основы исполнительской интерпретации; Практический анализ произведений эстрадно-джазового репертуар, Подбор аккомпанемента

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка» (бакалавриат): Массовое музыкальное искусство ХХ века, Музыкально-инструментальная подготовка, История отечественной музыки

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогика академического музыкального искусства» (магистратура): Современные проблемы теории и истории музыкального искусства;      Современные подходы в музыкально-просветительской деятельности.

53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства, по профилям (ассистентура-стажировка): Общие проблемы искусствоведения; Проблемы интерпретации художественных текстов в литературе и искусстве.

50.06.01 Искусствоведение, профиль «Музыкальное искусство» (аспирантура): Актуальные проблемы исторического музыкознания; Общие проблемы теоретического музыкознания; Актуальные проблемы современного музыкознания; Методология научных исследований в музыковедении; Теория и методология анализа музыкальных текстов; Общие проблемы художественного синтеза в искусстве.

Личный вклад, профессиональные интересы

В своих научных публикациях разрабатывает проблемы синтеза искусств, музыкального театра, художественной интерпретации, психологии художественного восприятия, синестезии в художественном творчестве и музыкально-эстетическом воспитании и др. Является автором четырех научных монографий (общим объемом более 50 п.л.), двух учебных пособий, одно из которых рекомендовано ДВ РУМЦ в качестве учебного пособия для студентов специальности 071301 «НХТ» вузов региона, протокол № 39 от 18 июня 2008 г.). Активно участвует в международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях страны, проводимых как в России (Новосибирске, Владивостоке, С.-Петербурге, Москве, Казани и др.), так и за рубежом (Италия, Австрия).

Показателем научного статуса являются и приглашения в качестве официального оппонента диссертационных исследований на соискание кандидата и доктора наук. Является автором 10 отзывов официального оппонента на диссертации по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство, автором текста отзыва ведущей организации, а также автором 14 отзывов на авторефераты кандидатских и докторских диссертаций. За годы работы в ХККИ и ХГИК разработано свыше 50 учебных курсов и дисциплин, среди которых 8 авторских учебных курсов; во многих из них нашли отражение результаты научных исследований.

Осуществляет научное руководство научными диссертациями по специальности «Музыкальное искусство», «Культурология».

Под руководством защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата наук.

Проведение курсов повышения квалификации: Хабаровск (ХГИК, 2015, 2022; Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, 2016, 2017, 2019, 2020, 2021), Благовещенск (Амурский областной музыкальный колледж, 2015, Городской дом культуры, 2017, 2020), Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан.

Список научных, учебно-методических трудов

Тембральность фортепианной фактуры в музыкально-исполнительской интерпретации, учебно-методическое пособие (в соавторстве с Будниковым В.В., 2024)

Художественная интерпретация в искусстве, монография (2017)

Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре, монография (2013)

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: к проблеме синтетического художественного текста // «… Как слово наше отзовется…» П. И. Чайковский в современном мире: Коллективная монография (2013)

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов» как синтетический художественный текст, монография (2012)

Основы формообразования в джазовой музыке, учебно-методическое пособие в соавторстве с Засуха Ю.И. (2006)

Многоголосное сольфеджио (двухголосие, трёхголосие, четырёхголосие), учебное пособие (2009)

Страницы истории Хабаровской краевой филармонии, буклет (2018)

Опубликовано свыше 60 научных статей, в том числе 19 в изданиях, рецензируемых ВАК РФ, и Scopus (просмотреть файл).

Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке

  1. Профессиональная переподготовка по программе «Инструменты эстрадного оркестра» в объёме 500 часов. 2018 г. ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;
  2. Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Молодежная политика и воспитательная работа в творческом вузе» в объёме 18 часов. 21-26.09.2024 г. ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;
  3. Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда ХГИК» в объёме 18 часов. 2022 г. ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;
  4. Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Адаптация и социализация инвалидов в условиях образовательной среды вуза» в объёме 36 часов. 2020 г. ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;