logo rtpip

Владыкина Эвелина Марковна

Владыкина Эвелина Марковна, кандидат культурологии, доцент кафедры КиМ, преподаватель, преподаватель СПО.

На кафедре работает с 2012 г., педагогический стаж 35 лет (общий стаж – 38 лет).

Окончила исторический факультет Хабаровского государственного педагогического университета (1989 г.). В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Биробиджанский проект (1920-е – 1950-е гг.): опыт культурологического анализа» в диссертационном совете Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.

Читает лекционные курсы: «Теория и история народной художественной культуры», «Теория этнокультурного образования», «Этнокультурное проектирование», «Народное художественное творчество», «Источниковедение и архивоведение», «История материальной культуры», «Актуальные проблемы этнохудожественного образования», «Национальные обряды и праздники», «Основы традиционной культуры русского народа», «История и методология изучения народной художественной культуры», «Теория и методика преподавания народной художественной культуры». 

Имеет 37 научных публикаций и 5 учебно-методических пособий, в том числе:

1. Актуальные проблемы этнохудожественного образования (учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХГИК, 2021 – 79 с.

2. Ментальные особенности еврейской национальной культуры и её локального дальневосточного варианта // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге ХХ1 века: Сборник научных статей по материалам международной конференции «Язык, и культура: мосты между Европой и Азией. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. – С. 90-96.

3. Еврейская диаспора г. Хабаровска: история и современность // Дальний Восток: стратегия и тактика развития имиджа региона. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. – С. 56-59.

4. Специфика формирования этнокультурной среды Еврейской автономной области в 1920-е – 1950-е гг. // Гуманитарные и социальные науки. Журнал Сибирского Федерального Университета. – 6 (2016). – С. 1277-1286.

5. Опыт формирования компетенций по дисциплине «История материальной культуры» для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран АТР - Хабаровск: ХГИК, 2019.  -  218 с. – С. 50-53.

6. Аспекты организации научно-исследовательской работы магистрантов кафедры культурологии и музеологии Хабаровского государственного института культуры // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока и стран АТР» ХГИК, 2019. -  С. 75-80 (в соавторстве с Крыжановской Я.С.).

7. Этнографический туризм как ресурс для этнокультурного образования студентов вузов культуры Х1Х Всероссийская научно-практическая конференция // Материалы Х1Х Всероссийской научно-практической конференции «Опыт, проблемы и пути совершенствования качества специалистов в сфере культуры и искусства, Улан-Удэ: ФГБОУ ВО ВСТИК, 2020.  – С. 51-58.

8. Формирование этнокультурной компетентности личности в образовательном пространстве вуза культуры // Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Поликультурное образование и межэтническое общение: вопросы сохранения этнокультурного многообразия народов России» Хабаровск, 28 апреля 2022 г. / Правительство Хабаровского края [и др]; редкол.: О.Г. Жученко (гл. ред.) [и др].  – С.36-39. 

Учебно-методические публикации

 

1. Методические рекомендации по практикам / сост. О.А. Ильяшевич, Я.С. Крыжановская Хабаровск: ХГПУ, 2005 – С. 17-25. 

2. Культурология (программа государственного экзамена / сост. Гонтмахер П.Я., Жукова О.М., Савелова Е.В. и др. Хабаровск: ХГПУ, 2005 – С. 25-35. 

3.Культурология (учебно-методический комплекс) / сост. Ильящевич О.А., Крыжановская Я.С., Савелова Е.В. и др. Хабаровск: ДВГГУ, 2008 – 80 с. 

4. История мировой художественной культуры (учебно-методический комплекс. Хабаровск: ДВГГУ, 2009 – 85 с. 

5. Актуальные проблемы этнохудожественного образования (учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХГИК, 2021 – 79 с. 

Научные публикации: 

1. Проблемы изучения еврейской культуры на Дальнем Востоке // Материалы 41-й итоговой научной конференции. Ч. 2 – Хабаровск: ХГПУ, 1995. С.3-4. 

2. Из истории развития российской иудаики // Культура: традиции и современность. – Хабаровск: ХГПУ, 1999. – С. 80-82. 

3. Праздник субботы в еврейской традиции // Культура: проблемы, идеи, открытия. – Хабаровск: ХГПУ, 1999. – С. 16-18. 

4. Трагические страницы в развитии еврейской культуры Дальнего Востока // Философские и культурологические проблемы иудео-христианского диалога. Хабаровск: Приамурское философское общество, 2000. – С. 26-28. 

5. Еврейские источники и их культурно-историческое значение // Религии в современном мире и проблемы гуманизма. Хабаровск: Шалом, 2001. – С. 45-47. 

6. Из истории синагоги г. Хабаровска // Гуманитарные науки: научно-теоретические и логико-методологические аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре, 2002. – С. 85-89. 

7. Б.И. Миллер: трагедия дальневосточного писателя // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Материалы 1У региональной научно-практической конференции. – Красноярск-Биробиджан: Кларетианум, 2003 – С. 175-179. 

8. Иностранные переселенцы в истории ЕАО // Язык, культура, этнос: опыт диалога. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация: история, современность, перспективы». – Хабаровск: ХГПУ, 2004. – С. 60-64. 

9. К проблеме возрождения и сбережения еврейской духовности // «Другой» в мировой культуре. Международный сборник научных трудов. – Хабаровск: КНОТОК, 2005. – С. 113-115. 

10. Из истории развития еврейского музыкального творчества на Дальнем Востоке // Культура: традиции и современность. Хабаровск: ХГПУ, 2006. – С. 113-115.

11. Национальное образование евреев Дальнего Востока: история и современность // Alma-mater. Вестник высшей школы. Москва, 2006 № 7. – с. 58-60. 

12. Национальная культура и язык идиш в условиях авторусификации дальневосточного еврейства // Проблемы языка и коммуникации в традиционной и современной культуре: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения». Хабаровск: ДВГГУ, 2006 – С. 41-46. 

13. Праздничный цикл в еврейской национальной культуре // Вопросы культурологии и литературоведения. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. – С. 25-30. 

14. Ментальные особенности еврейской национальной культуры и её локального дальневосточного варианта // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге ХХ1 века: Сборник научных статей по материалам международной конференции «Язык, и культура: мосты между Европой и Азией. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. – С. 90-96. 

15. Еврейская диаспора г. Хабаровска: история и современность // Дальний Восток: стратегия и тактика развития имиджа региона. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВГГУ, 2009. – С. 56-59. 

16. Специфика этнокультурного строительства в ЕАО // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Хабаровск: ДВГУПС, 2010. – С. 7-13. 

17. Специфика межнациональных отношений в период реализации Биробиджанского проекта // Проблемы межэтнического взаимодействия на Дальнем Востоке России: история и современность. Сборник научных трудов по итогам работы региональной научно-практической конференции с международным участием. Хабаровск: ДВГГУ, 2011.- С. 104-108. 

18. Дальневосточный период в жизни и творчестве Э. Казакевича // Фольклор, литература и этнокультура на Дальнем Востоке. Материалы краевой научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора С.И. Красноштанова. Хабаровск: ДВГГУ, 2011. – С. 35-38. 

19. Еврейская праздничная культура: дальневосточный вариант // Национальный культурный центр: концепция и технология развития. Сборник научных статей по материалам Дальневосточной научно-практической конференции (22-25 ноября 2011 г., Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – С. 41-45. 

20. Биробиджанский проект: культурно-исторические основания // Четвертые архивные научные чтения им. В.И. Чернышевой. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Дальний Восток России: историческое наследие и современность. Хабаровск, 2012. – С. 389-392. 

21. Культурно-историческое наследие Биробиджанского проекта // Культурное наследие России и русское зарубежье в ХХ1 веке: материалы Международной научно-просветительской конференции (23-25 ноября 2015 г.) – Хабаровск, ФГБОУ ВО ХГИК, 2015. – С.182-185. 

22. Специфика формирования этнокультурной среды Еврейской автономной области в 1920-е – 1950-е гг. // Гуманитарные и социальные науки. Журнал Сибирского Федерального Университета. – 6 (2016), С. 1277-1286. 

23.Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе производственной практики в учреждениях социокультурной сферы // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: трудоустройство и адаптация молодых специалистов» – Хабаровск: ХГИК, 2017. – 256 с. 

24. Формирование советской еврейской идентичности и культуры в рамках «Биробиджанского проекта» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Хабаровского государственного института культуры, «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона» 25 декабря 2017 г. - ХГИК, 2018. –С.20 -24. 

25.  Практико-ориентированная модель обучения дисциплинам этнокультурного профиля // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: профессиональные стандарты и трудоустройство молодых специалистов» -  Хабаровск: ХГИК, 2019. – 339 с., С.76-84. 

26. Организация производственной практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Культурология» (из опыта работы кафедры культурологии и музеологии Хабаровского государственного института культуры) //  Международная научно-практическая конференция «Вопросы развития  творческой среды Дальнего Востока России и стран АТР 24-25 октября 2018» -  Хабаровск: ХГИК, 2019.  -  409 с., С. 75-79. 

27. К вопросу о внедрении современных технологий в сфере культурно- познавательного туризма на Дальнем Востоке // Материалы II Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре технический университет, 2019. 524 с., С.5-9. 

28. Актуальные вопросы организации производственной практики (научно-исследовательская работа) для магистрантов хабаровского государственного института культуры, обучающихся по направлению подготовки «Народная художественная культура» // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран АТР - Хабаровск: ХГИК, 2019.  -  218 с., С. 46-50. 

29. Опыт формирования компетенций по дисциплине «История материальной культуры» для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» //  Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран АТР - Хабаровск: ХГИК, 2019.  -  218 с., С. 50-53. 

30. Аспекты организации научно-исследовательской работы магистрантов кафедры культурологии и музеологии Хабаровского государственного института культуры // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока и стран АТР» ХГИК, 2019. -  218 с., С. 75-80 (в соавторстве с Крыжановской Я.С.). 

31. Этнографический туризм как ресурс для этнокультурного образования студентов вузов культуры Х1Х Всероссийская научно-практическая конференция // Материалы Х1Х Всероссийской научно-практической конференции «Опыт, проблемы и пути совершенствования качества специалистов в сфере культуры и искусства, Улан-Удэ: ФГБОУ ВО ВСТИК, 2020. -  248  с., С. 51-58. 

32. Опыт патриотического воспитания детей и подростков средствами этнокультурного образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона ХГИК, 2020. - 544 с., С. 441-444 (в соавторстве с Михайловой О.А.). 

33. Этнохудожественное образование в системе профессиональной подготовки молодых специалистов отрасли культуры // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи: материалы V1 Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых  (27 апреля 2021 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова; Министерство культуры Российской Федерации, хабаровский государственный институт культуры. – Хабаровск – 2021, С.24-29. 

34. Опыт этнохудожественного воспитания в Центрах дополнительного образования г. Хабаровска // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С.87-93. 

35. Этнокультурный компонент в основной образовательной программе  магистратуры по направлению подготовки «Народная художественная культура» // Международная научно-практическая конференция «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона» 17 декабря 2021 г. / Материалы научно-практической конференции. – Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры [и др]; ред. Савелова Е.В., сост. Лунегова Е.Н.;. – Хабаровск: [б.и], 2022. – 371 с. – ISBN 978-5-91426-116-7 – текст непосредственный, С.13-16. 

36. Формирование этнокультурной компетентности личности в образовательном пространстве вуза культуры // Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Поликультурное образование и межэтническое общение: вопросы сохранения этнокультурного многообразия народов России» Хабаровск, 28 апреля 2022 г. / Правительство Хабаровского  края  [и др]; редкол.: О.Г. Жученко (гл. ред.) [и др], С.36-39. 

37. Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере г. Циолковского Амурской обл.) // Исследования молодых ученых: Материалы Х1V11 Международной научной конференции  (г. Казань, ноябрь 2022 г.) под ред. И.Г. Ахметова и др. – Казань: Молодой ученый, 2022. – С. 44-49 (в соавторстве с Зениной А.С.).