Деятельность кафедры
Кафедра библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения, старейшая в институте. Она не раз претерпевала различные структурные и качественные изменения, но смогла сохранить свои устои, сформировать традиции, выработать стратегию развития, заработать хорошую крепкую репутацию в кругах библиотечной профессиональной общественности всего Дальневосточного региона и за его пределами. Не вызывает никаких сомнений факт дальнейшего развития и расширения потенциала кафедры БИДДиА в Хабаровском государственном институте культуры.
Образовательная деятельность кафедры.
В настоящее время на кафедре обучаются более 150 студентов (бакалавров, магистров и аспирантов). В условиях кадрового дефицита библиотечной отрасли региона кафедра особое внимание уделяет привлечению в число абитуриентов (студентов) ХГИК сотрудников библиотек ДВФО не имеющих высшего образования или выпускников непрофильных вузов. В ХГИК они могут получить профильное образование, степень бакалавра или магистра библиотечно-информационной деятельности. Значительную часть студентов составляют выпускники разных лет выпуска средних специальных учебных заведений отрасли региона (колледжей / училищ культуры г. Уссурийска, г. Биробиджана, г. Благовещенска, г. Южно-Сахалинска). Они имеют возможность обучаться в ХГИИК на бюджетной основе по сокращенной программе.
Подавляющее большинство 94% обучаются по бюджету, то есть только 6 студентов получают образование с полным возмещением затрат. Сегодня, среди студентов: более 90% – представители муниципальных библиотек Дальнего Востока. Из них, 58% – это сотрудники библиотек Хабаровского края, 14% –Сахалинской области, 12% – Приморского края, 9% – Камчатского края, 4% – Чукотского автономного округа и по 1% - представители Якутии и ЕАО.
Присоединение России к Болонской декларации ознаменовало новый этап в развитии системы библиотечно-информационного образования в стране и на Дальнем Востоке. Основой его целью, как и всей образовательной системы, явилось повышение качества подготовки библиотечных кадров с учетом максимально возможного приближения ее к потребностям практики и ориентации на европейские модели профессионального образования. В вузе начинается этап подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационного профиля.
С введением в практику высшей школы федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в вузе значительно изменяется учебный процесс. Преподаватели включаются в оценку качества образования при переходе на его двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура, что предполагает применение приоритетных методов мониторинга результатов образовательной деятельности и средств реализации основных положений Болонского процесса. Появляется необходимость методического сопровождения процесса проектирования рабочих программ. Наиболее значимой становится учебно-методическая деятельность преподавателей. Разнообразие учебной нагрузки на кафедре, обеспечение ее соответствию современному уровню развития библиотечно-информационной науки и региональной практики, требуют постоянной методической работы по созданию новых рабочих программ дисциплин и переработки имеющихся.
Базовым профилем подготовки является «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Он позволяет студентам совестить получение профильного образования с приобретением значимых управленческих компетенций. Был период, когда к базовому профилю подготовки была присоединена специальность КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЕ. Это направление (последний выпуск студентов в 2008 год) не получив должной поддержки со стороны отрасли книжной торговли было закрыто.
В настоящее время кафедра расширила диапазон направлений образовательных программ и помимо библиотечно-информационного профиля реализует направление подготовки 46.03.02. «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документационное обеспечение управления». Данная образовательная программа позволяет студентам освоить престижную и востребованную профессию специалиста по организационному и документационному обеспечению управления, получить знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в различных сферах производственной и социальной деятельности. Не вызывает сомнения вопрос трудоустройства выпускников этой специальности, т.к. в настоящий период отмечается растущая потребность государственных и коммерческих организаций в высококлассных специалистах делопроизводческого профиля, а также рост популярности данных профессий у молодежи. В 2018 году осуществлен первый выпуск бакалавров этого направления, как по очной, так и по заочной формам обучения.
Воспитательная работа со студентами.
Эта работа нацелена на формирование приверженности студентов к библиотечной профессии и их профессиональную социализацию. Студенты очной, и по-возможности заочной, форм обучения, вовлекаются во все мероприятия, проводимые кафедрой, посещают мероприятия, организованные библиотечным сообществом, во многих сами принимают участие, с преподавателями выезжают на специальные корпоративные мероприятия (День библиотек и пр.), публикуют свои статьи в Вестнике ДВГНБ и сборниках ХГИК.
Один раз в два года кафедра проводит научную конференцию «Молодые в библиотечном деле Дальнего Востока». В апреле 2011 году в этой конференции, наряду с молодыми сотрудниками библиотек региона (в том числе и выпускниками кафедры), принимали активное участие студенты. Их статьи были опубликованы в журнале по вопросам теории и практики библиотековедения, библиографоведения и книговедения «Вестнике ДВГНБ» (2011, №2), в том числе статьи студенты старших курсов: А. Андрусенко, Н.Бевз, А. Бычковой, С Горячева, Т. Горячевой, С. Григорьвой, Т. Кононовой, О Капачинской, И. Максимовой, Ю. Ястребовой, Н. Тен.
В апреле 2012 года на 8-ой межрегиональной научно-практической конференции «Развитие библиотечно-информационного пространства и высшее библиотечное образование» также принимали участие студенты кафедры, в том числе: А. Андрусенко, С. Горячев, И. Панина, В. Душкин, К Ковальчук, Ю. Романова, Е. Красюк, Т. Парамонова, А.Година, М. Калугина, М. Войко.
Студенты пятого курса участвуют на организуемой ежегодно (с 2004 года) «Ярмарке выпускников», которая проводится в апреле в рамках региональной конференции «Развитие библиотечно-информационного пространства и высшее библиотечное образование». На ярмарку приглашаются библиотечные специалисты с различных территорий ДВ, они выступают работодателями. Технология проведения Ярмарки состоит из двух частей. Первоначально выпускники кафедры выступают перед практиками с научными и практическими сообщениями о своих разработках (проектах, программах, исследованиях), а затем проводится «Ярмарка», включающая: распространение среди работодателей кратких информационных справок о каждом выпускнике (визиток) с квитком заявки на выпускника; презентацию каждого выпускника, характеризующих его возможности как специалиста и сбор квитков заявок с работодателей. В результате каждый выпускники имеет возможность рассмотреть несколько предложений по трудоустройству, установить личный контакт с представителями отрасли, выбрать наилучший вариант трудоустройства. В условиях дефицита кадров в нашей отрасли мы считаем эту форму наиболее удачной и востребованной. В конференции 2012 года приняли участие 320 человек, на Ярмарке присутствовало более 50 работодателей, в том числе представители библиотек Хабаровского и Приморского краев. Каждый выпускник получил от 3 до 15 предложений.
Научная деятельность кафедры.
За всю историю своего развития и в научной сфере кафедра занимает ведущее место в библиотечном сообществе региона. В диапазон научных разработок кафедры входят различные вопросы библиотековедения и библиографоведения, социологии и психологии чтения, документоведения, информационного обеспечения науки, техники, производства, истории книжной культуры и архивоведения, в науку вовлекаются студенты.
Практико-ориентированный характер обучения, декларируемый образовательными стандартами, предусматривает выполнение каждым студентом самостоятельных исследований в рамках курсовых работ. Их успешное выполнение может служить основанием для более серьезной работы студента в рамках выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащей не только анализ изученности темы в российском библиотековедении и оценку ситуации на базе исследования, но и разработку стратегии развития конкретной библиотеки с учетом изученной ситуации.
Учитывая тот факт, что среди наших студентов, подавляющее большинство это представители муниципальных библиотек Дальнего Востока, преимущественно отделов обслуживания, то 90 % работ посвящены вопросам продвижения чтения, в большей степени детей и подростков.
Одной из ведущих тем научных исследований является история библиотечного строительства на Дальнем Востоке. В ее основу были заложены работы профессоров кафедры С.М. Нарыжной и Г.Н. Пленковой, Е.Н. Орловой и Т.А. Ромашкиной, которыми был собран уникальный материал по истории библиотек региона, включающий более 15 томов материалов исследований.
Особое место в научных исследованиях кафедры занимает направление, связанное с изучением публикационной деятельности преподавателей различных кафедр ХГИК. Под руководством доцента кафедры Нины Васильевны Семиной составлены биобиблиографические справочники о деятельности практически всех кафедр вуза.
Одним из масштабных направлений НИР кафедры является выполнение различных социологических, маркетинговых и библиографических исследований по вопросам чтения, имиджа библиотек, управления и развития библиотечных инноваций, повышения квалификации и переобучения библиотечных специалистов. По заказу библиотек региона студентами кафедры выполняются выпускные квалификационные работы по различным направлениям исследований, в том числе и библиометрическим оценкам научной продуктивности ученых Дальнего Востока.
Библиотечная инноватика – одно из новых и активно развивающихся направлений НИР кафедры. В 2003 году в докторской диссертации Е.Ю. Качановой было обосновано это новое научное направление библиотековедения. В этом же году, в Санкт-Петербургском издательстве «Профессия» опубликовано ее практическое пособие «Инновации в библиотеках», в 2007 году в этом же издательстве вышло учебное пособие Е.Ю. Качановой «Инновационно-методическая работа библиотек». В наши дни, в ХГИК переиздано это издание с дополнениями под названием «Инноватика и инновационная деятельность библиотек: назначение, теоретические основы, технология ( Хабаровск, 2017).
По библиотечной инноватике в ХГИК формируется научная школа, выполняются диссертационные исследования. Были успешно завершены диссертационные исследования И.В. Борис (Тереховой) (по вопросам готовности персонала библиотек к инновациям) и в 2013 году Ю.В. Потехиной (по проблемам управления сайтом как интернет-представительством библиотеки). Эти педагоги кафедры явились выпускниками нового уровня подготовки библиотечных кадров в ХГИК – аспирантуры по научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение. Библиографоведение и книговедение».
Проблематика инноваций является объектом продвижения системы дополнительного библиотечного образования на Дальнем Востоке, что способствует активному использованию кадрового потенциала кафедры в системе непрерывного образования и методического руководства библиотек региона.
В 2005 году кафедрой инициировано создание в Дальневосточном регионе культурной сети «Дальневосточная школа библиотечной инноватики». Сегодня эта сеть объединяет более 500 специалистов библиотек. Предметом сетевого взаимодействия являются инновационные разработки библиотек и студентов ХГИК, позволяющие оценить степень инновационной активности библиотек региона и профессиональное развитие библиотечных кадров.
Работа над поддержкой необходимого научного потенциала кафедры связана с организацией научных форумов и конференций, выступлениями педагогов кафедры на научных и методических мероприятиях, как в вузе, так и за его пределами.
В 2005 году кафедрой инициировано создание в Дальневосточном регионе культурной сети «Дальневосточная школа библиотечной инноватики». Сегодня эта сеть объединяет более 500 специалистов библиотек. Предметом сетевого взаимодействия являются инновационные разработки библиотек и студентов ХГИК, позволяющие оценить степень инновационной активности библиотек региона и профессиональное развитие библиотечных кадров.
С 2004 года по инициативе кафедры в Хабаровске проводится региональная научно-практическая конференция: «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образования». На этом форуме обсуждаются актуальные вопросы библиотечной теории и практики, рассматриваются кадровые проблемы, определяются направления сотрудничества и профессиональных коммуникаций кафедры с библиотеками, книготорговыми и издательскими структурами региона. Конференции организуются при корпоративном взаимодействии ХГИКа с Дальневосточной государственной научной библиотекой и Зональными научными библиотеками вузов региона (НБ ТОГУ и НБ ДВФУ).
В настоящее время, конференция «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образования» - крупнейший на Дальнем Востоке библиотечный научно-практический форум, подержанный Министерством культуры Хабаровского края и реализуемый Дальневосточной государственной научной библиотекой. Сегодня кафедра выступает в качестве партнера библиотеки, оставив за собой выступление на пленарном заседании и проведение в рамках конференции специальной секции по вопросам непрерывного библиотечного образования.
В 2018 году (24-25 апреля) состоялась уже ХI конференция, имеющая статус межрегиональной. Как и в прошлые годы, конференция объединила более 300 специалистов из Хабаровского, Приморского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, ЕАО, Якутии.
Материалы конференции печатаются в «Вестнике ДВГНБ» (Спецвыпуск). Совместная с ДВГНБ конференция это не единственный предмет совместной деятельности кафедры с крупнейшей на Дальнем Востоке библиотекой.
Контакты с партнёрами и программы повышения квалификации
Особое внимание педагоги кафедры уделяют участию в программах повышения квалификации практических работников отрасли, осуществляя проблемно-ориентированное обучение библиотекарей по актуальным вопросам: программно-целевому планированию и проектной деятельности библиотек, ассортиментной работой библиотек, моделированию и разработки концепции сайта библиотеки, технологии исследовательской деятельности библиотек и другим актуальным темам.
Поскольку интерес к программам повышения квалификации проявляют разные территории ДВФО, то семинары — тренинги педагогов кафедры проводятся не только в Хабаровске, но и в других городах Дальнего Востока: во Владивостоке, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Биробиджане и др..
Эти мероприятия привели к созданию прочных связей кафедры с крупнейшими библиотеками региона, инициаторами обучения своих сотрудников, обеспечивают широкое информирование профессиональной общественности о профессиональном обучении библиотекарей в ХГИК.
ДВГНБ – наш основной партнер, как в развитии региональных библиотечных профессиональных коммуникаций, так и других видов совместной деятельности: непрерывном образовании сотрудников ДВГНБ, научных исследованиях, экспертизе документов, продвижении библиотечной профессии и деятельности ДВНБ и других направлениях.
В контексте развития научной деятельности, преподаватели кафедры привлекаются различными учреждениями (ГПНТБ СО РАН, Санкт-Петербургским ГИК, Челябинским ГИК, Казанским ГИК и др.) к оппонированию диссертационных исследований, что свидетельствует о прочности научных коммуникации кафедры с региональным и всероссийским профессиональным библиотечным сообществом.
Особые партнерские отношения, в этом плане, кафедра имеет с Приморской государственной публичной библиотекой им. А. М. Горького (ПГПБ), которая ежегодно приглашает представителей кафедры на «Школу директоров муниципальных библиотечных систем Приморского края», нацеленную на ежегодною демонстрацию достижений библиотек, оценку отраслевой ситуации, актуальных проблем библиотечной отрасли и обучение руководителей библиотек новым направлениям и технологиям библиотечной работы. Инициатором создания и функционирования этой школы является заведующий научно-методическим отделом ПГПБ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, выпускник первого набора студентов ХГИК - Зинаида Петровна Коваленко.
Встречи с библиотекарями различных территорий позволяют педагогам кафедры не только свободно ориентироваться в сложившейся инновационной ситуации в библиотеках региона, но и популяризировать институт, привлекать новых абитуриентов.
С 2016 года кафедре удалось включиться в обучение библиотекарей технологии инновационной деятельности уже в масштабах всей страны благодаря установлению партнерских связей с Учебным центром Российской государственной детской библиотекой (руководитель Лидия Петровна Лисова).
В 2016 году были проведены вебинары по основам инновационной деятельности библиотек и проектному развитию детских библиотек. Участниками Mirapolis Mail онлайн-мероприятий являлись сотрудники 72 библиотек страны, в том числе из Москвы, Новороссийска, Калининграда, Воронежа и других городов и сельских поселений различных территорий России. В 2018 участниками Mirapolis Mail онлайн-мероприятий стали более 20 участников, которым был представлена тема «Организация научно-аналитической, методической и консультационной работы детских библиотек: назначение, технология, особенности».
Перспективы развития кафедры, в первую очередь, усматриваются в развитии ее научного потенциала, в успешном завершении выполняемых по кафедре диссертационных исследований, дальнейшем развитии в ХГИК магистратуры и аспирантуры, привлечении к преподавательской деятельности талантливых выпускников кафедры и практиков в области библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения.
В условиях дефицита абитуриентов, кафедра ставит перед собой задачи сохранения и дальнейшего развития реализуемых образовательных профилей подготовки.
Конечной целью кафедры является повышение качества образовательной деятельности, ее способности и готовности к удовлетворению растущих потребностей рынка в профессионалах высокого класса в области библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения.