Напреев Борис Дмитриевич - биография
Напреев Борис Дмитриевич, композитор, музыковед, педагог. Почетный член студенческого отряда ХГИК «Орфей -71». Профессор (1994). Доктор искусствоведения (2005). Лауреат премии «Сампо» (2003). Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1995). Член Союза композиторов СССР (1970). В период с 1968 по 1977 гг. работал заведующим кафедрой теории и истории музыки Хабаровского государственного института культуры. В настоящее время работает профессором кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории. На Дальнем Востоке Б.Д. Напреева хорошо знают многие поколения студентов 1970-х и 1980-х как автора музыки студенческой песни «Зеленые куртки». Он написал ее в сотрудничестве с поэтом Валерием Шульжиком.
Напреев Б.Д. родился в 1938 году в Смоленской области. Музыкой стал заниматься достаточно поздно. Учился в Омском музыкальном училище по классу домры. В 1962 г. окончил Читинское музыкальное училище как дирижер хора, а в 1967 г. Новосибирскую консерваторию как композитор (класс Г. Н. Иванова и А. Ф. Яковлева). Член Союза композиторов с 1970 года. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию «К изучению процессов интонационного обновления советской музыки (на материале симфоний Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича)», в 2005 г. – докторскую «Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия». Имеет ряд научных публикаций. В настоящее время профессор Петрозаводской консерватории. Среди его сочинений 5 опер, 3 балета, 8 симфоний, 6 концертов для фп с оркестром, Concerti grossi, сонаты, оратории, кантаты, Хоры, песни, детская музыка. Его сочинения издавали «Советский композитор», «Музыка», а также ряд региональных издательств.
Родился и вырос он в российской глубинке: место появления на свет — деревня Клюкино Смоленской области. Вырастал в сибирской глуши. Исследуя свое генеалогическое древо, он не обнаружил среди предков ни одного музыканта. И его интерес к музыке формировался не совсем обычным путем: не столько сама музыка, условий знакомства с которой у него практически не было, сколько желание узнать, как устроены знакомые ему по быту различные инструменты (гармонь, гитара), рождающие музыку, и благодаря чему, откуда эта музыка появляется.
Раздобыв самоучитель игры на гитаре, он самостоятельно освоил ноты. В восьмом классе поселковой школы стал участником небольшого оркестрового коллектива и преуспел настолько, что когда руководитель коллектива уехал, заменил его. Так началось освоение инструментов: за гитарой последовала домра, на которой он и играл в оркестре, а затем аккордеон и саксофон.
Окончив школу, с гитарой в руках юноша поехал в областной центр Омск и поступил в музыкальное училище. На втором курсе стал участником инструментального квартета эстрадного типа, который привлек внимание администратора местной филармонии, предложившего ребятам концертную поездку по городам Казахстана и Дальнего Востока.
Каникулы закончились, пришло время службы в армии. Для Бориса, как и для многих музыкантов, служба обернулась участием в военном ансамбле, благодаря чему он смог параллельно учиться на дирижерско-хоровом отделении Читинского музыкального училища. Отслужив и окончив училище, он поступил в Новосибирскую консерваторию, но уже на теоретико-композиторский факультет.
Учеба в училище и пребывание в ансамблях спонтанно способствовали развитию композиторских данных, которые до поры дремали. Теперь он ясно понял, что для серьезной работы в области композиции необходимы глубокие познания в теории музыки, которые давал только вуз. В консерватории студент познакомился с замечательным теоретиком Юзефом Геймановичем Коном, который уже тогда был известен как крупный ученый-музыковед. После консерватории под его руководством Напреев Б.Д. написал и защитил кандидатскую диссертацию и затем благодаря Кону, который в 1970 году был приглашен на педагогическую работу в Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории, переехал в Карелию.
Служба в армейском ансамбле подсказала ему одно из основных творческих направлений – создание вокально-симфонических сочинений. На протяжении всего последующего пути из-под его пера появлялись такие опусы, как поэма «Юность в огне» на стихи Ю. Друниной (1969 год), кантата «С именем Ленина» на текст С. Васильева (1970), оратория «Памятник» и поэма «Песни суровых дней» (стихи А. Карасика, 1972 и 1973 гг.).
В 1970 году он, работая в Хабаровском институте культуры, был принят в Союз композиторов России как автор произведений разных жанров.
Сибирская и дальневосточная тематика подчеркивалась подчас близостью к местным фольклорным образцам вплоть до использования интонаций и текстов народных песен (хоровой цикл «Ленский расстрел», 1966). Это не было случайным наитием, музыкальная обстановка детства и отрочества будущего композитора была наполнена преимущественно народным творчеством. Ничего не зная о Глинке, он сформулировал для себя ту формулу, которую, как узнал позже, давно провозгласил великий русский композитор: “Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем”. Вот почему связь с народными истоками, проявляясь в его произведениях по-разному – напрямую или опосредованно, остается для композитора очень важной, где бы он ни работал.
Знакомство с Карелией обогатило композитора новыми знаниями и естественной сменой сюжетов. Карельские ландшафты с красотами их лесов и озер, герои калевальской земли, люди, поднимавшие эту землю из небытия, стихия могучего эпоса, наконец, музыкальный фольклор – всё это властно притягивает воображение, которому невольно подчиняется композитор. Одно за другим появляются сочинения, рожденные новой обстановкой, первым из которых стала написанная в 1978 году «Концертная рапсодия на темы песен народов Карелии» для оркестра народных инструментов. И далее творческий процесс ширился как растущее древо, порождающее все новые и новые ветви.
Важным моментом в творческой работе стало знакомство с карельскими поэтами, из которых главным соавтором в создании произведений разных жанров стал Армас Мишин. В сотрудничестве с ним созданы «Поэма о железе» по мотивам «Калевалы» (1983), «Портреты героев Калевалы» (1994), «Путешествие по городу» (1999). Но безусловно основным результатом этого содружества стало создание четырех опер: «Песнь о пламенном цветке» (1982) по роману финского писателя Й. Линнанкоски «Песнь об огненно-красном цветке», «Тростниковая свирель» ( 1987 — 1988) по мотивам автобиографической поэзии народной ингерманландской сказительницы Ларин Параске, владевшей всеми жанрами национального устного поэтического творчества от рун до пиирилеек.
И это не весь перечень оперного наследия композитора. Он продолжил работу в музыкально-театральном жанре операми «Стрела девы Похъелы» (1992), детской оперой «В лес отправился мышонок» (1994) и написанной в 2000 году на собственное либретто оперой-балетом «Театр». Такого внимания к самому сложному музыкальному жанру не обнаружил ни один композитор Карелии.
Справедливо заметить, что и наш Музыкальный театр редко поддерживает композиторов. Из созданного Борисом Напреевым он удостоил постановки лишь монооперу «Тростниковая свирель», да и то не удержал ее в репертуаре. Но достоинства этой оперы оценил финский дирижер Пекка Хаапасало, осуществив ее постановку в Турку (здесь прошло подряд 10 представлений), а затем показав в Йоэнсу и Хельсинки. Знаменательно, что в столице Финляндии опера была представлена в момент празднования 100-летнего юбилея замечательной сказительницы и сопровождалась большим успехом, о чем поведала в рецензии газета Hеlsingen Sanomat.
Из названия – «Стрела девы Похъелы» — понятно, что ее сюжет связан с эпосом. В ней действуют три основных героя повествования: Вяйнямёйнен, Илмаринен и Лемминкяйнен. Опера написана с разговорными диалогами, что, как правило, не приветствуется исполнителями. И хотя наши певцы делают это в постановке «Кармен» Ж. Бизе, «Деве Похъелы» не повезло.
В концертном исполнении, дважды осуществленном детьми хоровой школы под руководством Светланы Архиповой, прозвучала опера «В лес отправился мышонок». В июне 2016 года в рамках проекта «Творческая школа в лучах музыки» Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи к петрозаводским детям присоединились юные музыканты из школ Вологодской и Ленинградской областей, а также Санкт-Петербурга.
Вообще, часть творчества Бориса Напреева, предназначенная детям, весьма многогранна: хоровые и сольные песни, миниатюры, сонаты и концерты для различных инструментов. Все это, к счастью, востребовано.
Продолжается работа композитора и как симфониста. Сорок пять лет назад, в 1973 году он написал первую симфонию. Сейчас их восемь. Темы и образы симфонических полотен различны, содержание каждой связано с определенным замыслом, который, как правило, композитором не раскрывается. В неразрывном единстве в симфониях сплетаются субъективные настроения и внешние события, взволновавшие автора, и каждый слушатель улавливает то, что задевает его внутренний эмоциональный мир.
В творческом союзе рядом с композиторами всегда трудились музыковеды. Но в лице и деятельности Напреева обе сферы соединяются в нерасторжимое целое, научный поиск сопровождает весь жизненный путь, начиная с консерваторских лет: защитив кандидатскую и докторскую диссертации, он постоянно работает над разными проблемами теоретического музыкознания, периодически оформляя их как учебные пособия для студентов. И в этой области он не оставляет детей, помогая юным отрокам разобраться в дебрях таинственных музыкальных понятий, заставляет их прислушаться к голосам различных инструментов. Все это вылилось, в частности, в публицистической работе: с 2005 по 2010 годы он вел беседы в журнале Carelia.
Композитор и ученый, Напреев Б.Д. всегда находил время для общественной деятельности. На финише восьмого десятка он по-прежнему полон творческих идей. Подтверждение тому – завершенный недавно опус 93, Соната для домры и фортепиано. И пусть как можно дольше не иссякает вдохновение!
Автор биографического очерка: Городницкая Н. К 80-летию Бориса Напреева// Интернет –журнал «Лицей» /9 апреля 2018/ https://gazeta-licey.ru/culture/67565-k-80-letiyu-borisa-napreeva? ysclid=le2x251dqr 80529517 (дата обращения:13.02.2023 г.)