Искусство и жизнь (курс лекций)
Павленко В. И.
Искусство и жизнь (курс лекций) : размышления о театральной педагогике : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программам высшего образования. — Хабаровск.: ХГИИК, 2014. —189 с.
ISBN 978-5-91426-048-1
В настоящем учебно-методическом пособии основные понятия режиссуры и актёрского мастерства (элементы системы К.С. Станиславского, действие и оценка в творчестве актёра, актёрская характерность и жанр спектакля, режиссёрский анализ пьесы и художественный образ спектакля) рассматриваются автором в динамическом контексте учения К.С. Станиславского в связи с обучением будущих актёров и режиссёров в вузах искусств и культуры.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Актёрское искусство».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
О значении искусства для общества
Театр как вид искусства
Театр — искусство коллективное
Его величество актёр
Театральное искусство — зрелищное искусство
Искусство театра — искусство вторичное
Театр — искусство синтетическое
Театр — искусство пространственно-временное
II. ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ
Система К.С. Станиславского
«Если бы, предлагаемые обстоятельства»
Элементы системы К,С,С,
Внимание
Воображение
Фантазия
Закон связи внимания и воображения
Действие
Проблема актёрского «общения»
III. ПУТЬ РЕЖИССЁРА ОТ ПЬЕСЫ К СПЕКТАКЛЮ
Тема и идея
Режиссёрский анализ пьесы
«Зерно пьесы и зерно спектакля»
Художественный образ спектакля
Образность и искусство
Образность и театр
Выразительные средства художественного образа
Рождение образа — замысла спектакля
Художественные образы знаменитых спектаклей А.Я. Таирова и Г.А. Товстоногова
IV. АКТЁРСКОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
4.1. Оценка в творчестве актёра
4.2. Характерность в творчестве актёра
4.3. Воплощение жанра в актёрской игре
4.3.1. Жанр пьесы и жанр спектакля
4.3.2. Жанр «Трагедия»
4.3.3. Жанр «Трагикомедия»
4.3.4. Жанр «Драма»
4.3.5.Жанр «Мелодрама»
4.3.6. Творческая «вера» и жанр
4.3.7. Жанр и актёрские задачи
4.3.8. Жанр и сценическое внимание
4.3.9. Выражение жанра в оценке
4.3.10. Выражение жанра в актёрских приспособлениях
4.3.11. «Общение» и жанр спектакля