Методика преподавания художественно-творческих дисциплин

Методика преподавания художественно-творческих дисциплин: учебно-методическое пособие / Е.В. Холодилова. – Хабаровск :  ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»,  2024. – 180 с.

ISBN  978-5-91426-133-4.

Пособие включает в себя лекционный курс по дисциплине, методические материалы для подготовки и проведения семинарских и практических занятий, вопросы к зачету и экзамену, задания для самостоятельной работы студентов, задания для самопроверки и список литературы по предмету. Материалы, представленные в пособии, могут быть использованы обучающимися при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к промежуточной аттестации по предмету, а также к  государственной итоговой аттестации.

Учебно-методическое посоие предназначено для бакалавров 2-3 курсов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура».

.

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ 

Пояснительная записка……..……………………………………………….....4

 Раздел 1. Теоретико-методологические основы художественно-творческого образования……………………………………….........................6

1.1  Цели, задачи, принципы Методики преподавания художественно-творческих  дисциплин………………………………………………..………….6

1.2  Художественно-творческое образование и его основополагающие задачи …………………………………………………………………………….12

1.3  Творчество как основа художественно-эстетического образования…….19

1.4 Философы и культурологи о сущности и назначении   искусства……........................................................................................................32

Раздел 2. Психологические аспекты художественно-творческого образования…………………………………………..........................................41

2.1  Учет возрастных особенностей развития ребенка в преподавании художественно-творческих дисциплин……………………………………….41

2.2 Художественное восприятие и его развитие на занятиях по художественно-творческим дисциплинам..........................................................53

2.3  Методические возможности развития художественного восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте……………………………..…....63

2.4  Роль сопереживания в восприятии произведений искусства на занятиях по художественно-творческим дисциплинам ………...……………………….69

2.5  Катарсис как культурологическая, психолого-педагогическая и методическая категория…………………………………………………………78

Раздел 3. Принципы, методы и приемы преподавания художественно-творческих дисциплин………………………………………………………..92

3.1  Интеграция как основополагающий принцип художественно-творческого образования……………………………………………………………………...92

3.2  Виды занятий по художественно-творческим дисциплинам………….....98

3.3  Методы преподавания художественно-творческих дисциплин………..108

3.4  Творческие виды деятельности при изучении истории художественной культуры………………………………………………………………………...118

3.5  Методы искусствоведческого анализа произведений искусства………125

Задания для подготовки бакалавров к семинарским и практическим занятиям …....................................................................................................137

Задания для самостоятельной работы бакалавров и промежуточной аттестации……………………………………………………………………. 155

Ресурсное обеспечение……………………………………………………......179